Устроила себе небольшой кинозапойчик.
По оказии накачала всякого новенького, а также и старенького, желательного к пересмотру. Кое-что тут же и пересмотрела. Заодно почистила диски от хлама. Попаслась на любимом "Полиглоте", затарилась научпопом от ВВС – про жизнь, время, универсум и прочую дикую природу. Красотища. Будем вместе с дщерью смотреть. Юпитер и Арктика ее уже впечатлили. А за компанию и "Mr&Mrs.Smith". Тоже, по сути, природа, и тоже диковатая…
Наконец-то случилось полюбоваться великолепным Дэниелом Дэй-Льюисом в "There Will Be Blood". Очередной Кассаветис – люблю его, заразу; те же истории в исполнении других сказителей небось вызывали бы у меня скуку или смешки. Братья Коэны депрессивны, как гробовщики; не хочется думать о сути нынешнего конфликта поколений, обозначенного ими, но - не получается не думать. Нынче и вестерны ухитряются быть философичными. Сподобилась насладиться компьютерными катастрофами "2012" – раз уж сей год наступил и пока не прошел мимо. Харроший такой, живенький, красочный, глобальненький агмагеддец, не то что у наших низкобюджетных зануд с их вечными неразрешимыми дилеммами. В этом длинном и, наверное, особо впечатляющем в формате 3D зрелище даже одна фраза хорошая попалась.
До закачки горепоттеров, аватаров и прочих матрично-трансформерно-звездных войн я все-таки не дошла еще. С меня и "Inception" в свое время хватило – где личности едва обозначены, а без них все спецэффекты уходят в свисток. Тем паче что эффекты вроде претендовали быть не для услады глаз, а именно для анатомирования личности, чего как раз и не получилось. Еще раз побаловала себя куда более глубоким "Престижем", благо, в тему пришлось – под "Иллюзиониста". Эти два фильма в народе часто сравнивают, что закономерно, хотя сходство меж ними такое же, как между черной и белой магией. Пункты касания, конечно, есть: обе истории - о фокусниках, работающих на единственного зрителя. Но есть и нарочитая непроработанность "объяснительных" деталей, столь тщательно подчеркнутых у Нолана, за которую Бёргера порицают и которая чертовски напоминает мне "Евангелие от Афрания" – солнечный лучик, не вписывающийся ни в какие рационально-интриганские построения. И внятные евангельские аллюзии. И, наконец, история любви, ставшая якобы первопричиной, а на деле – лишь катализатором неких личностных изменений. Инспектор Уль сам ее, историю эту, сочинил. Сам дописал хэппи-энд. Сам восхитился и уверовал. И зрители вместе с ним.
Что созидался в процессе именно Уль, заодно созидая эту самую историю, – мало кто заметил. Российские прокатчики вообще отличились умом и сообразительностью, подредактировав исходный рекламный слоган - "Nothing is what it seems". "Все иллюзорно… кроме любви", – сурово уточнили они, поставив предел нездоровым буржуазным сомнениям.
Еще раз "Иллюзионист" с "Престижем" пересеклись финалами. Счастливое, вдохновенное лицо Уля – как иллюстрашка к словам умирающего Анжера, по-моему, как ни странно, мало кем услышанных. Уж так к концу фильма зритель настроен против выродка, так четко видит ступени его моральной деградации – зависть, месть, тщеславие, - что пропускает эту важнейшую реплику мимо ушей. Саму суть профессии иллюзиониста, состоящую в том, чтобы хоть на миг одурачить публику, жаждущую чуда в этом простом и жалком мире. Их лица – величайшее вознаграждение обманщику. То самое, ради которого богатенький Роберт полез на сцену, и потерял жену, и отыскивал величайший секрет, и деградировал, и умер сто раз, консервируя самого себя в резервуарах. И которого так и ни черта и не понял талантливый половинный Альфред вместе со своим таким же половинным близнецом.
(Интересно, кто же из них завязал тот роковой узел? Впрочем, какая разница…)
Зато Эдуард понял – и не стал умирать, но отыскал своего зрителя и сделал его соучастником и соавтором чуда. Показал ему обычную любовь, затем отнял, а уж вернул ее Уль сам – краше, чем она была. В простом и жалком мире он сотворил – не без помощи мастера, конечно, - иллюзию великой-верной-вечной. Построил ее, как замок, из тщательно подобранных для него Эдуардом намеков и улик.
Оба остались живы и счастливы. Каждый получил то, к чему стремился: Уль – чудо, Эдуард – счастливого этим чудом зрителя. Вот вам и престиж.
Ах да - по ходу дела они предотвратили дворцовый переворот. Но это мелочи.
Nothing is what it seems. И тебе не найти секрета. Потому что уou want to be fooled.
А какой в "Иллюзионисте" саундтрек! И кронпринц Леопольд чертовски хорош. Это не высшая аристократия в прибалтийской киноверсии. В адрес Пола Джиаматти просто нет слов. Он – повествователь, он же и главный герой, хотя повествует вовсе не о себе. Блистателен.
С "Агорой" сложнее. Понравилось ли мне, нет ли, - не знаю. Много вопросов. И, нет, дело не в допущении, что бывший раб империи, переметнувшийся в рабы Христовы, милосердно придушил возлюбленную философиню, - допустимый художественный ход. Как и предугаданные открытия Кеплера. Может, что-то не стыкуется у меня в самом восприятии эпохи. Или в изложении идеи. Возможно, как раз потому, что исторически никакого влюбленного раба рядом с Гипатией в роковой момент не оказалось.
Аменабар, видимо, был максимально резок, но мне отчего-то его художественная правда показалась правдой-лайт. Хотя отзывы - на "Кинопоиске" и в мировой критике – это вроде бы опровергают.
Некоторые рецензии доставили особо.
"
""
""
"…Надо думать. И, конечно, пересматривать.
Заодно и "The Others" с "Mar adentro". Но позже, позже.
Подумывала было, в свете спойлеров на 7.16, "Черного лебедя" еще разок глянуть, но решила, что це уж занадто.
Завершила пиршество для глаз релаксом под старого доброго "TIH". Села в позу лотоса и полтора часа каваилась – в преддверии новых фигур высшего философского пилотажа, без которых тетя Сара нас точно не оставит. Иногда хочется все же и на просто хороших людей поглядеть. Для подзарядки оптимистизирующих аккумуляторов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий